Бизнес зависит от множества факторов: новый проект не принес ожидаемых результатов, поставщик изменил условия, а весь бизнес выстроен под прежние, клиент задерживает оплату, а по бумагам уже посчитана прибыль. Подготовиться к подобным ситуациям и выбрать оптимальные решения поможет выстроенная система управленческого учёта.
В статье разбираем, что такое управленческий учёт, как он помогает бизнесу, какие существуют способы его ведения, один из которых адаптированный под бизнес функционал в Excel.
Что такое управленческий учет и для чего его вести
Управленческий учет — это система данных, отображающая все аспекты деятельности бизнеса в прошлом, настоящем и будущем. Он нужен, чтобы оценить прошлые результаты и положение дел на текущий момент, и на основании этих данных принимать обоснованные решения и контролировать результат.
Цель управленческого учёта — упростить процесс управления бизнесом и повысить качество принимаемых управленческих решений. Он играет важную роль как для новых, так и для устоявшихся на рынке компаний.
Управленческий учет не имеет строгой формы: каждая компания разрабатывает собственные правила и настраивает систему учёта в соответствии со своими потребностями. В то время как одним компаниям нужна максимальная детализация данных о запасах, чтобы знать сколько продукции осталось на складе и какова стоимость каждой единицы, другим -достаточно общей информации, но при этом нужна дополнительная детализация доходов по каналам продаж.
В этом и заключается особенность управленческого учета – его можно адаптировать под свои нужды, а также посмотреть на бизнес со всех сторон и не упустить важное, в отличие от бухгалтерского учета.
Отличие управленческого учёта от бухгалтерского и налогового
Управленческий учёт важно не путать с бухгалтерским и налоговым.
Таблица: Отличия управленческого учёта от бухгалтерского и налогового
Управленческий учет, хоть и использует элементы бухгалтерского учета и его данные для некоторых прогнозов, в целом имеет гораздо более широкую направленность.
Он позволяет грамотно и в полном объеме проанализировать текущее состояние компании и даёт следующие преимущества:
- Обеспечивает оперативный контроль за всеми статьями расходов и помогает оптимизировать затраты, показывает, какие из них растут быстрее других. А также даёт оценку как имеющихся, так и прогнозируемых доходов;
- Помогает эффективно управлять финансовыми потоками, следить за чистой прибылью, проводить краткосрочное и долгосрочное планирование. Из отчетов руководитель может узнать, сколько денег принесла ему компания, и какую часть из них можно вывести на себя, чтобы не навредить бизнесу;
- Даёт достоверную оценку состояния компании, ее потенциальных возможностей, выявляет положительные и отрицательные моменты в её работе. Эта информация позволяет руководству оперативно скорректировать определенные показатели, найти зоны роста и оптимизировать бизнес-процессы;
- Помогает защититься от кассовых разрывов (см. как избежать кассовых разрывов подробнее), предоставляя информацию о том, может ли бизнес позволить себе все запланированные расходы. Если средств окажется недостаточно — у собственника будет время на решение вопроса;
- Предоставляет информацию заинтересованным лицам в нужный момент, а не в соответствии с периодичностью, установленной законодательством (к примеру, раз в квартал);
- Представленная в управленческом учете информация более детализирована, показывает результаты работы отдельных направлений (по видам деятельности, группам товаров и т д.), помогает оценить окупятся ли вложения, какие направления рентабельны, а какие — нет.
Способы ведения управленческого учета
1. Вручную, либо в excel: для этого потребуется собрать все текущие и планируемые поступления, расходы, сопоставить данные, произвести расчеты. Однако обработка большого объема данных таким способом — сложная и трудоемкая задача, при этом существует риск допустить ошибку. Возникают трудности с сортировкой и анализом данных, настройкой учётных таблиц, построением графиков, требуемых для комплексного учёта.
2. 1С и специализированные учётные системы: они позволяют автоматизировать процессы для учета финансов, запасов, производства, продаж, облегчают анализ и управление. Однако такие ПО требуют значительных затрат на внедрение, обновления и обслуживание, а также специальных знаний и навыков работы в программе, что делает их дорогими и трудозатратными для малого и среднего бизнеса.
3. С помощью внедрения функционала управленческого учета в Excel. Специально разработанный нашими экспертами функционал, полностью адаптируется и оптимизируется под вашу деятельность, что позволит систематизировать данные и упростить процесс управления финансами и бизнесом. Функционал в Excel имеет простой и понятный интерфейс, а его файлы легко передаются и интегрируются, что делает его доступным и удобным для использования.
Для внедрения функционала вам нужно рассказать нам о направлении вашего бизнеса и тех задачах, которые требуется решить, и мы разработаем для вас уникальное решение, готовое к использованию: систему для формирования учетных таблиц, информационных панелей и управленческих отчетов. По завершении процесса вы сможете протестировать функционал и дать комментарии что еще хотели бы добавить или улучшить в рамках поставленной задачи.
Подведём итоги
Управленческий учёт важно вести для успешного функционирования любого бизнеса. Он позволяет оценить деятельность со всех сторон, найти возможности для увеличения прибыли и своевременно предотвратить возможные проблемы. Бизнес можно сделать более эффективным используя управленческий учёт в Excel, который эксперты адаптируют под конкретную деятельность, с учётом всех её особенностей.