Для расчета окупаемости проекта применяется показатель ROI (Return On Investment). Он представляет собой соотношение между полученным доходом и вложениями в бизнес, выраженное в процентах. Иными словами, это коэффициент возврата инвестиций. Рассмотрим его предназначение и разберемся с особенностями расчета.
Зачем рассчитывать ROI
Показатель определяет рентабельность проекта или бизнеса в целом. При ее вычислении необходимо учитывать все поступления и расходы за выбранный период. Что касается проекта, то ROI можно вычислить только после его завершения.
Помимо основного предназначения, с помощью показателя можно:
- оценить величину стартовых инвестиций в проект;
- рассчитать потребность в средствах для полноценного функционирования организации;
- выбрать или анализировать стратегию развития бизнеса;
- выявить неэффективные вложения;
- проверить каналы продвижения продукции или услуг на предмет их продуктивности.
Формула расчета
Классическая формула ROI принимает следующий вид:
ROI = (полученный доход-размер инвестиций) / размер инвестиций * 100%
Данная формула подходит только для упрощенного анализа и отвечает всего на один вопрос: «Окупится ли выбранный проект или нет».
Если полученное значение > 0, то вложение средств в проект экономически целесообразно.
При значении < 0 рекомендуем рассмотреть другие варианты, так как проект является убыточным.
Если ROI = 0,то не стоит ожидать ни прибыли, ни убытков.
Что важно при расчете ROI?
Расчет Return On Investment или коэффициента возврата вложений не будет результативным, если у предпринимателя отсутствует стратегическая цель и набор ключевых показателей эффективности.
При вычислении коэффициента необходимо:
- Четко понимать цели деятельности. Не все маркетинговые стратегии поддаются измерению с точки зрения доходности. Например, эффективность рекламы учитывает клики потенциальных клиентов, которые нельзя перевести в денежное выражение.
- Определить набор ключевых показателей эффективности. Помимо коэффициента рентабельности инвестиций необходимо обратить внимание на другие критерии.
- Использовать единую систему сбора данных между структурными подразделениями одной компании, например, отдела маркетинга и продаж.
В зависимости от сферы использования для вычисления ROI есть персональные рекомендации. В частности, значение этого показателя более 10% для бизнеса свидетельствует, что проект является окупаемым. Что касается вложений в рекламу, то они эффективны при коэффициенте 100% и более.
Преимущества и недостатки
Среди достоинств показателя можно выделить:
- универсальность (подходит для сравнения проектов и организаций);
- простоту расчетов;
- возможность оценки эффективности принятого решения и его оперативно откорректировать.
Среди недостатков можно выделить:
Для расчета показателя IRR потребуются следующие данные:
- первоначальные затраты;
- денежный доход в разбивке по периодам;
- расходы по периодам;
На нашем сайте вы можете рассчитать ROI и иные показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность проекта или бизнеса за несколько секунд. Достаточно ввести в соответствующие поля размер вложенных средств и величину чистой прибыли. Все результаты являются точными и достоверными (при корректном указании исходных данных).